Александр Фёдоров: "Не хочу ждать, когда укажут на дверь"
Предлагаем вашему вниманию интервью голкипера волгоградского «Спартака» Александра Фёдорова обозревателю газеты «Волгоградская правда – СПОРТ-ТАЙМ» Анатолию Любименко, в котором ветеран красно-белых рассказал о себе и перспективах клуба в сезоне.
Источник: www.vpravda.ru
Заслуженный мастер спорта Александр Фёдоров – готовится к своему двадцать первому сезону в составе родной команды! Редчайший пример верности клубу. Минувший сезон принёс Александру серебро чемпионата России, а до этого его «Спартак» бессменно побеждал в чемпионатах России с 2010-го по 2017 год. Автор начал беседу со знаменитым спортсменом с приятных для него воспоминаний.
– Восемь лет волгоградский клуб не знал себе равных в стране. Этот период можно назвать безмятежным?
– Я бы не сказал. Например, в сезоне-2013/14 у нас непростая ситуация сложилась. Казань тогда усилилась, а у нас несколько человек покинуло команду. Роман Балашов ушёл в «Динамо», а Дмитрий Стратан, Александр Аксёнов, Алексей Панфили играли за вторую команду. В целом это был процесс омоложения состава. Тот период, что я упомянул, был непростым. Мы тогда поехали в Астрахань на Кубок новым и сильно омоложенным составом. А Казань в тот год приобрела серба Душко Пиетловича и приехала в Астрахань с настроением просто забрать кубок. Даже банкет уже был заказан в Казани. И тот матч многое предопределил в сезоне. Наша молодёжь в себя поверила, а Казань снова засомневалась в своих силах. Нужно ещё отметить, что на финише сезона в первую команду вернули Стратана, Аксенова и Панфили и они, конечно, здорово помогли в решающих матчах.
– Наверняка им было непросто психологически.
– Конечно. Но они оставались частью команды и забыли про личные амбиции, когда потребовалось. А возвращаясь к теме омоложения состава, скажу, что очень важно для молодых, когда с их приходом команда побеждает. Тот самый дух победителей передаётся именно в таких ситуациях, когда выигрываешь. В определенном смысле должна появиться даже некая самоуверенность. Как бы ни складывался матч, должна быть уверенность, что последнее слово будет за твоей командой. Это помогает сохранять спокойствие даже в трудных ситуациях. А если вхождение в коллектив начинается с поражений, конечно, аура всемогущества команды теряется и уже сложнее приходится в матчах, где многое решается за счёт характера.
– В водном поло вы уже больше 20 лет. Игра сильно изменилась за эти годы?
– Изменений много, даже судьи с флажками вспоминаются. После двухтысячного появился, например, бросок со свободного с семи метров. В водном поло это был прорыв: игра сразу обострилась. Если раньше только прикрывали «столба» (центрального нападающего. – Прим. ред.), чтоб не прошёл наброс, то теперь умение ставить блок потребовалось. Игра стала более динамичной, произошли радикальные изменения. Уменьшили время контроля мяча – с 35 секунд до 30, опять же, прибавилась динамика, скорости возросли. Пять секунд – это не мелочь. Значит, нужно быстрее доплыть и быстрее что-то создать. А у спортсменов, понятно, возросла нагрузка. И ещё: насколько мне известно, на следующей Олимпиаде в заявке на матч будет только 11 человек, а не 13, как сейчас. Считаем вместе: два вратаря должны быть, а значит, на замене остается всего три человека. Опять нагрузка возрастёт. Думаю, что игроки теперь должны быть более универсальными, способными играть на разных позициях.
– Наша мужская сборная пропустила уже несколько Олимпиад. Почему такое происходит?
– Не могу сказать определенно, насколько мы отстали, но по ощущениям разрыв большой. Позитивную динамику в выступлениях сборной разглядеть трудно, хотя по формированию состава вопросов нет: собрали почти всех сильнейших. Мне кажется, наши конкуренты детей учат иначе. Из детско-юношеских школ в профессиональные команды приходят уже готовые ребята. Схема подготовки, к примеру, у сербов унифицирована и внедрена по всем школам. Они не изобретают велосипеда, годами работают по одним и тем же проверенным тренировочным схемам, и в этом их сила. А у нас каждый идет собственным путём. У них из сотни малышей всерьез продолжают занятия 7-10 человек, игроками высокого уровня становятся двое-трое. И так в каждом поколении. И ведь раньше и у нас так же было.
– В команду приходит молодежь. Удаётся сохранять атмосферу, присущую только «Спартаку»?
– Насколько знаю, действительно ни в одной команде нет таких отношений между игроками. У нас атмосфера дружественная, демократичная, всегда есть место для шутки. Это важно, потому что внутренне зажатые люди не способны творить как художники. Да, должен быть функциональный коридор, который определяет тренер и по которому ты двигаешься во время матча. Но должно быть и некое пространство для творчества, импровизации. Вот вы вспомнили, как в матче с «Динамо» наш 19-летний Серёжа Мерш решился вроде как на авантюрный бросок с дальней дистанции и забил. А всё дело в том, что ему так и говорили: соперники знают, что ты молодой, внимания меньше, и если от тебя стянулись, ты должен подойти и решить эпизод. Если не забьёшь – ничего страшного, но главное – сыграть правильно тактически. Когда молодой приходит в команду, ему дается карт-бланш, чтобы проявить себя. Заиграет – молодец, будет двигаться дальше; нет – значит, другого нужно пробовать на этой позиции.
– Во второй половине минувшего сезона в воротах вас сменил Пётр Федотов…
– К себе требований не снижаю, даже нагрузок больше – надо замещать дефицит игровой практики. Если сбавишь, начнёшь играть хуже, то надо уходить. Для меня перемена не стала неожиданностью. Мы обсудили все заранее с Владимиром Николаевичем Карабутовым. Пётр в великолепном возрасте – 26 лет. Если бы еще год-два просидел за мной – всё. Пришлось бы уже другого вратаря готовить на смену. Нельзя дожидаться момента, когда один уже не может, а другой ещё не может. Пострадает вся команда. Поэтому необходим баланс – золотая середина, когда ты ещё, а он уже. Буду потихоньку отходить, а он набирать. Не хочу, чтобы меня вынесли из команды, условно говоря, вперед ногами, и не хочу ждать, когда укажут на дверь.
– У вас хороший контакт с Петром?
– Работаем вместе не первый год. И в прошлом сезоне, когда он вышел на передний план, я стал объяснять ему многие вещи из области психологии. Например, в каких моментах можно расслабиться, не напрягаться. Для вратаря, конечно, важна физика, но ещё важнее психика. И в какой-то момент, особенно в концовке игры, перенапряжение может сыграть роковую роль. И бывает, вратарь пропускает мяч, который ни за что не влетел бы в его ворота на тренировке. Для меня очень важно, что Петя – достойный человек, честный, отзывчивый, впитывает информацию. Приятно именно с ним делиться опытом. Кстати, вторую половину сезона, самую трудную, он отстоял великолепно. И на чемпионате Европы много помогал команде, хотя без ошибок, понятно, тоже не обошлось. Но это игра, в ней всякое может случиться.
– Как оцените взлёт конкурента – московского «Динамо»?
– В плюсе появление еще одной сильной команды, которая просто собрала все сливки отечественного водного поло и для страховки укрепилась еще топовыми легионерами. Время покажет, насколько жизнеспособен этот проект. Ведь своих воспитанников в команде нет и не предвидится. В то же время парням, что стали динамовцами, непросто будет сохранять мотивацию в играх национального чемпионата. Их преимущество над большинством соперников настолько велико, что прибавлять в мастерстве довольно сложно. Но есть и позитивный момент: селекционная политика «Динамо» ускорила процесс омоложения в командах, из которых ушли лидеры. И надо сказать, в «Спартаке» ребята воспользовались своим шансом умело. Круг, Шайхутдинов, Шейкин – это будущее команды.
– Начало нового сезона. Наверное, портит настроение мысль, что снова нагружать организм, снова утомительные тренировки…
– Уже давно, даже находясь в отпуске, два-три раза в неделю хожу в тренажёрку. Когда приезжаю к себе на родину в Севастополь, посещаю и бассейн. Пару часов в день занимает, зато, когда начинаются тренировки, ты на них не умираешь. Я уже привык к такому ритму. К тому же есть простое правило: когда профессиональный спортсмен заканчивает карьеру, ему нельзя резко снижать нагрузки. Сердце уже привыкло гонять повышенный объем крови.
– На спортсмена-пенсионера вы мало похожи.
– Какой век у спортсмена, сколько ему отмерено – сказать невозможно. Любая травма может внести коррективы.
– В новом сезоне сможете вернуть чемпионство?
– Будет очень тяжело, но сделаем все возможное.