Александр Гайдуков: «Сборная на правильном пути»
В заключительный игровой день отборочного этапа чемпионата страны по водному поло среди женских команд, завершившегося три дня назад в Ханты-Мансийске, главный тренер красно-белых и национальной сборной России Александр Гайдуков дал обширное интервью пресс-службе местного ресурса «ЮграМегаСпорт», в котором опытный наставник рассказал о тренерском подходе, развитии спорта и планах на Олимпиаду в Токио.
Источник: www.ugramegasport.ru
– Чем вам запомнится второй тур чемпионата России?
– Тур был важен для определения команд, которые будут продолжать борьбу в Высшей лиге и Суперлиге. Тут в основном только работа была. К сожалению, погода подкачала, поэтому куда-то сходить, где-то побывать не получилось, но мы не первый раз в Югре, поэтому много здесь уже и видели.
А в целом прекрасная организация. Единственный минус – отсутствие трибун в данном бассейне. Хотелось бы видеть побольше зрителей на играх чемпионата России, причем, Югра в первый раз принимает чемпионат в полном составе. Возможно, у вас ещё не так популярен этот вид спорта, хотя детская школа женского водного поло насчитывает достаточно большое количество детишек.
– У вас было достаточно хорошее положение перед вторым туром. Что можете сказать о соперниках?
– На этом туре, наверное, только у «КИНЕФ-Сургунефтегаз» не было вопросов о том, проходят они дальше или нет, а все остальные команды примерно равные. Можно выделить, наверное, восемь-девять команд, которые реально претендовали на попадание в первую шестёрку. Интрига сохранялась до самого последнего матча.
– Как вы оцениваете конкуренцию в российском водном поло?
– Скажем так, у нас, наверное, один из самых сбалансированных чемпионатов в Европе. Есть четыре клуба, которые борются на достаточно ровном уровне и четыре команды, которые могут создать конкуренцию любому из лидеров. А что касается игроков, видно, что подрастает молодое поколение, которое уже смело стучится в двери сборной, и я уверен, что со следующего сезона часть этих молодых игроков уже будет привлекаться в ряды национальной сборной.
– Ваша карьера игрока длилась 20 лет, а затем вы начали свою тренерскую карьеру. Сложно было перестроиться?
– Переход с игрока на тренера всегда тяжело даётся. Я не сразу стал работать с девушками. Один год я отработал с мужской командой в качестве помощника главного тренера. Скажу честно, тяжеловато.
А когда пришёл на работу с женщинами – это вообще отдельная история. Совершенно разное водное поло, мужское и женское, но не скажу что менее интересное. Наоборот, более интересное, более зрелищное, более эмоциональное, более интеллектуальное.
– В чём главные различия между мужской и женской игрой?
– Мужчины играют в основном в силовое водное поло, кто сильнее. Женщины играют больше головой, тактически, на скоростях. Мужчины всё-таки больше ломают друг друга, в основном грубая сила. Женщины, впрочем, как и в жизни, играют за счёт хитрости.
– В некоторых сборных наблюдается дисбаланс. К примеру, женская команда выступает хорошо, а мужская – не очень. Почему так?
– Я понимаю, о чём вы говорите. У нас в мужском водном поло был большой провал по игрокам с начала, наверное, 2000-х годов, по составу, по кадрам. Женщины более плавно это прошли, была преемственность возрастная, много игроков 93, 95, 98 годов рождения. У мужчин, к сожалению, по этим возрастам были провалы. Только это сказывается на выступлениях национальной сборной.
– С чем связан такой провал, интерес упал?
– Ну да, это всё-таки поколение 90-х, людям было «не до жиру», как говорится, не до спорта. Многие предпочитали уходить в бизнес или ещё куда-то, скажем так, не до детей было.
– Когда вы пришли на должность главного тренера женской сборной, ваш предшественник был отправлен в отставку после неудачного чемпионата мира. Не страшно было брать на себя ответственность за команду?
– Всегда страшно, потому что несёшь ответственность не только за себя, но и за тех людей, которые тебе доверились, которых тебе доверили. Было немного боязно, потому что международного опыта практически не было. Но до начала было общее представление, моё видение, как можно привести команду к тому или иному результату. Просто шёл по своему плану.
Плюс, у меня был и есть очень хороший помощник, Андрей Владимирович Белофастов, с которым мы в тандеме работаем уже на протяжении многих лет и который очень многое даёт для сборной. Поэтому мне было гораздо проще: я работал не один, а в паре.
– Считаете, что всё получилось? Уже есть бронза Олимпийских игр 2016.
– Нет, мы сейчас только на пути к нашей цели. Надеюсь, что мы её достигнем. Конечно, наверняка на тот момент это был успех, а сейчас хочется уже большего. Аппетит приходит во время еды. В этом сезоне наша цель не просто попадание на Олимпийские игры, а борьба за медали высшего достоинства.
– На последнем чемпионате мира Россия заняла пятое место, после чего было решено, что тренерский штаб продолжит работу. В этом были сомнения?
– Вы знаете, мы, тренеры, работаем от турнира до турнира. Любая крупная неудача, и нас всегда могут поменять. Но руководство федерации доверило продолжить работу. Все прекрасно понимали, что на чемпионате мира мы проиграли одну единственную игру, которая выбила нас из борьбы за медали.
В целом все отмечают, что сборная прибавляет, сборная на правильном пути. Где-то, наверное, немного не хватает, но будем работать, дорабатывать сверх нормы.
– Как теперь планируете квалифицироваться на Олимпиаду-2020?
– Первый шанс – это чемпионат Европы, для этого необходимо занять первое место или попасть в финал при условии, что в финальную часть попадёт и сборная Испании, которая уже обеспечила себе путёвку на Олимпийские игры.
Если не получится с Европой, тогда квалификационный отбор, который пройдёт с 09 марта в Италии. Там будет три места на все оставшиеся команды. Будем работать и идти к той цели, которую я озвучил.
– Чему мы можем поучиться у европейских команды или команды США?
– Если брать команду Испании, то мы с ними достаточно тесно сотрудничаем. Очень хорошие отношения с главным тренером Мигелем Ока. Часто ездим к ним на сборы, проводим совместные спарринги, поэтому сказать, что они чем-то отличаются от нас, нельзя. У нас примерно похожие школы, мы пропагандируем контратакующее водное поло.
Что касается сборной Америки, то там немного другое водное поло. Они пропагандируют именно мужскую силовую игру, но в связи с изменениями правил, я думаю, что им будет тяжело конкурировать с европейскими командами. Игры Мировой лиги, когда они с минимальным преимуществом победили сборную Италии, показывают, что команды примерно равного уровня.
А учиться, да, есть свои методики и подходы. Для этого мы встречаемся, ездим, пытаемся для себя что-то почерпнуть. Уверен, что и они у нас пытаются чему-то научиться, не зря нас приглашают на сборы и в Америку, и в Канаду. Век живи, век учись.
– Насколько сильно изменения правил влияют на игру и тренерский подход?
– На игру повлияли достаточно сильно. Водное поло ускорилось, стало более динамичным. Соответственно, с этим приходится менять своё отношение и свой взгляд на тренировочный процесс. Не буду вдаваться в подробности, но скажу честно, мы немного изменили подготовку, конкретно плавательную и тактическую части.
– Есть ли команды, которые выиграли от таких изменений?
– Да, это команды, не обладающие физически крепкими игроками, подвижные команды такого плана как Япония, та же Италия, та же Испания. Это водное поло для более лёгких игроков.
– Многое изменилось с тех пор, как вы сами играли?
– Наверное, главное отличие – это то, что водное поло стало гораздо быстрее, темп игры сильно возрос по сравнению с тем, когда играл я. Тактически не сильно поменялось, раньше даже было, наверное, побольше всевозможных схем розыгрыша.
Технически тоже тяжело сравнивать, мне кажется, уровень остался такой же. Водное поло – игра академичная, тут что-то новое придумать тяжело, единственное за счёт скоростей прибавилась зрелищность.
– У вас было интересное прозвище – «Туча». Откуда оно пошло?
– Всех интересует, а я никому ничего не скажу. Это прозвище у меня с 12 лет, то есть я уже ношу его 33 года, всё ещё ношу. Среди своих ребят, с которым играли, с которыми я прожил всю свою ватерпольную жизнь, меня так и называют. То есть, на рабочем месте я Александр Владимирович, а для друзей так и остался, от этого никуда не денешься.
– Есть ли у вас главная мудрость?
– Я буквально вчера или позавчера озвучил в нашей команде, в «Спартаке». У меня был первый тренер, Осадин Валерий Викторович, когда-то он мне сказал золотые слова: «Когда у команды идёт игра, лидеры уходят в тень, не мешают, а когда совсем всё не получается, лидеры себя проявляют и выходят на первый план». Это, пожалуй, главное для нашей коллективной игры, для нашего водного поло. Об этом не забываем.